Борис Ржевский. Тайна забытых туннелей

"Полярная правда" 26.06.2001, с. 3


Click here -> 605x600 пикс.
Ийолитовый отрог хранит тайну забытого туннеля

В Хибинах за 70 лет освоения апатитовых месторождений пройдены сотни, а может быть, и тысячи всевозможных туннелей, штолен, ортов, квершлагов и прочих горных выработок. Никаких тайн и загадок как будто не должно быть. Все на виду, все в действии или на консервации. За обширным горняцким хозяйством надзирают строгие контролирующие органы.

Но вот как-то ко мне на улице подошел уже немолодой человек и сказал: "Вы много пишете о загадках природы Хибин и истории недавнего прошлого, а знаете ли Вы о том, что Расвумчоррский туннель, по которому вывозят руду с двух рудников, начинали строить в цирке, где сейчас находится база военных моряков?" Об этом я услышал впервые и, признаться, не очень-то поверил: слишком уж неправдоподобным показалось сказанное. Мои сомнения укрепились после расспросов, с которыми я обратился к ветеранам-горнякам: никто ничего не знал об этой стройке.

Но, с другой стороны, не могла же версия возникнуть на пустом месте?

Современные туннели расположены на приличном расстоянии от базы военных и, самое главное, они подходят к месторождению апатита наиболее коротким путем. К чему было удлинять туннель на целый километр?

Постепенно все-таки информация о таинственном туннеле стала пополняться свидетельствами очевидцев. Знакомый геолог припомнил, что в начале 50-х годов прошлого века, когда он работал на плато Расвумчорр, действительно, у подножия Ийолитового отрога велась какая-то стройка, но территория была ограждена колючей проволокой, работу делали заключенные, стояла охрана, излишнее любопытство не приветствовалось.
Click here -> 350x600 пикс.
Заброшенная железная дорога ведет к ущелью забытого туннеля

Опытный горняк, много лет трудившийся на Расвумчоррском руднике, рассказал, что пробивались два параллельных туннеля, по одному из которых должны были подаваться порожние вагоны, а по второму - уходить составы, груженные рудой. Место под туннели выбрано было неспроста.

Полагали, что по трассе будущих туннелей залегает сплошная апатитовая руда, поэтому их проходка будет сочетаться с извлечением богатого сырья. Однако прогнозы оказались несбыточными, богатой руды в Ийолитовом отроге не обнаружили, а тут умер Сталин, дешевая рабочая сила иссякла, стройка заглохла.

Наконец, отыскался непосредственный участник тех далеких событий. Им оказался маркшейдер, который в 1952 году, будучи студентом Кировского горного техникума, проходил здесь преддипломную практику. Он окончательно подтвердил, что такие туннели строились практически вручную заключенными, которые здесь же и жили в небольшом лагере из деревянных бараков. Бурение шпуров под взрывчатку велось на сухую, пыль забивала легкие, но это никого не волновало - заключенных в ту пору не считали людьми.

Интересно, что туннели строились не по полному сечению, а только по два метра в высоту и ширину, то есть это были пионерные сооружения, в которых особенно тяжко чувствует себя человек.

Начало стройки омрачилось трагедией. Неудачно произведенный взрыв обрушил на расположенный неподалеку поселок Юкспорйок сотню каменных обломков. Придя в ужас от увиденного, главный взрывник обмотал себя бикфордовым шнуром, собственноручно поджег его и тут же у входа в едва начатый туннель свел счеты с жизнью.

Сведения, полученные от авторитетных людей, сомнений не вызывают, но попытки найти хоть какой-либо документ об этом почти легендарном туннеле закончились неудачей. Более того, никто не смог указать точное место, где находились порталы туннелей, а за полвека природа могла и вовсе замаскировать все их следы.

Впрочем, не исключено, что более тщательный поиск может увенчаться успехом. В Хибинах известны как минимум три заброшенных и забытых рудника, штольни которых еще сохранились и ждут своих исследователей. Не найдены пока разведочные штольни Шеклтона, знаменитого исследователя Антарктиды, а в 1920 году командующего английским оккупационным корпусом на Мурмане.

Сейчас уже трудно найти человека, который бы объяснил, кем, когда и с какой целью вымощена дорога на горе Юкспор, зачем под самым краем плато торчат железнодорожные рельсы, намертво вбитые в скалу. Таких загадок накопилось уже немало, так что местным краеведам есть над чем поломать голову, воссоздавая уникальную историю освоения Хибин.

Борис РЖЕВСКИЙ

Кировск.


главная | наверх

Created by Vlad Vasiliev on 31 Aug 2002
Last modified on 1 Sep 2002


Hosted by uCoz