(Из книги: Семилетний стрелок из лука. Саамские сказки / Обраб. для детей Е.Пация. - Мурманск: Кн. изд-во, 1990. - 112 с.; с. 4). |
Подземная жизнь Кольского полуострова весьма разнообразна.
Так, в скалах близ Иоканьги живут пактйелле - жители скал. Хозяина скал зовут Пактхэзен, хозяйку, его жену, - Пактйемент, дочь - Пактйелленийте. Обычно невидимы, но одному сааму пришлось не только их увидеть, но даже взять Пактйелленийте в жены.
Внутри камней также живут духи сейдов, но их все же их назвать подземными жителями нельзя, поскольку сейды целиком находятся на поверхности Земли.
Под землей живет дух Матери-Земли, который иногда выходит на поверхность в виде женщины - аххьк-лопинки.
Следует назвать также богиню Земли с ее красивой и умной дочерью Палл Кассв.
В глубокой пещере обитает черт со своей старухой и тремя красавицами дочками.
Иногда удается увидеть тшаккалачаков - маленьких земляных человечков. Но ничего хорошего от этого ждать не следует. Могут предложить взять в жены ужасную карлицу, у которой "лицо цвета земли, нос словно в землю врос, в бородавках весь и буграх, живот отвис, глазки маленькие холодные, брови лохмотьями висят, а волос и совсем нет". Место обитания - между Летней Иоканьгой и Савихой. Скорее всего, тшаккалачаки - всего лишь разновидность тех любопытнейших существ, на которых следует остановиться поподробнее.
Репродукция из кн.: Бубенцов В. Каталог. - Мурманск: Комитет по культуре и искусству Мурм. обл. адм., 1994. - 44 с. |
Публикуется впервые |
Чахкли, чакли, чахлыны, чаклины, чахклинги, чаклинги - все это названия одного и того же сказочного народца, населяющего подземелья Кольского полуострова.
Это такие маленькие голенькие существа ростом меньше годовалого ребенка. Жили они под землей и распоряжались подземными богатствами. Были у них такие же маленькие олени и карликовые березы. По одним данным, они любили передразнивать и щекотать людей, а по другим - были добрейшими существами, только очень обидчивыми, если их обманывали. Почему и повывелись, что обманщиков много развелось, вот только карликовые березы в память о них остались. Хотя кто знает...
Мне удалось проследить места встреч с этими существами (карту я приведу немного попозже). Судя по сказкам, встретить их можно по всему Кольскому: и в Хибинах, и на побережье Баренцева моря. Но чаще всего они появляются (появлялись?) в долине реки Туломы, точнее, ее правого истока - реки Нота (левый называется Лотта). Там, где Нота и Лотта соединялись, находилось раньше озеро Нотозеро и, видимо, стояла деревня Нотозеро. Сейчас все эти места ушли на дно Верхнетуломского водохранилища, залившего долину на 30 с лишним метров. Где-то на Туломе стоял погост Ристикент (тоже под водой), а выше Нотозера находилась деревня Нивенкюля. Эта деревня (то, что от нее осталось) называется Ниванкюль, ее координаты 68 градусов 21 минут северной широты, 30 градусов 44 минут восточной долготы. Имеется там и метеостанция, и водомерный пункт, есть там и туристский приют. А западнее деревушки есть гора (68 градусов 22 минут северной широты, 30 градусов 40 минут восточной долготы). Как знать, может это и есть Чахкли-пахта из сказки "Чахкли" сборника Е.Я. Пация? В некоторых книгах упоминается еще возвышенность Чехкливыд - возвышенность Маленьких Подземных Людей, в междуречье Туломы и Колы. Мне ее не удалось даже на полукилометровке. Здорово маскируются эти гномы!
В сказке "Нагой человек" из сборника Е.Я. Пация фигурирует уже не карлик. Живет он на Чакшевараке вблизи Ванозера. Это позволяет предположить, что часть чахклей была человеческого роста. И что интересно: этот человек из сказки был и богачем, и немного волшебником (смог предсказать или наколдовать обеднение родных жадного охотника). Но мне бы очень хотелось провести параллель с другим подземным персонажем - Санта Клаусом.
|
Почему подземным? Оказывается, большую часть года (все лето) этот Великий Сказочник проводит в пещере. И находится та пещера, если верить финским источникам, в горе Корватунтури вблизи границы с Россией. Там проживает его супруга - старушка Морри. Там пасутся его олени, самый любимый из которых - Рудольф Красноносый, умеющий в темном лесу подсвечивать дорогу своей носопыркой. Мне удалось найти эту гору на карте. Как выяснилось, она находится не возле границы с Россией, а ровнехонько на ней. И это позволяет причислить его к "жителям" Кольского полуострова. Географические координаты его горы 68 градусов 05 минут северной широты, 29 градусов 20 минут восточной долготы. Кстати, это тоже в бассейне реки Нота. Вот кусочки финской и российской карт:
Карту составил В.Васильев (Основа для карты взята из книги: Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня. Записки этнографа. - М.: Мысль, 1972. - 272 с.; с. 29). |
А вот и обещанная карта с "ареалом" расселения чахклей и местом расположения горы Санта Клауса: >
Публикуется впервые. |
Более подробно на эту тему я останавливался в своих предыдущих исследованиях (см. список литературы), поэтому ограничусь уже написанным.
Интересно было бы выяснить, откуда появились последние персонажи. Осмелюсь предположить, что и Санта Клаус, и чахклики - это потомки древних саамов. В подтверждение могу сослаться на саамские предания о "трех нагонах" - нашествиях врагов, в результате чего саамы были вынуждены прятаться под землей (см. Чарнолусский. В краю Летучего камня). Возможно, часть из них осталась там и после ухода недругов. Большинство подземных саамов измельчало, но, тем не менее, время от времени появлялись и чахкли нормального роста. Далее. Если внимательнее почитать предания, можно заметить "эффект отставание в развитии" чахклей от саамов: везде первые подражают, а вторые учат. Видимо, отсутствие у чахклей одежды объясняется тем, что древние саамы имели ее самый минимум. Но обратите внимание: записанные сказки датируются концом девятнадцатого - началом двадцатого века. За прошедшие сто лет, особенно после четвертого "нагона" - Великой Отечественной войны, наши карлики в развитии существенно продвинулись. Поэтому-то мы уже не увидим голенького Санта Клауса и его гномиков, что они переняли у людей одежду. Но одежду не современную, а 18 века. Если посмотреть на наряд саама из книги академика-этнографа И.Г. Георги, то вы увидите так хорошо знакомые нам по новогодним репортажам треугольный колпак с помпончиком, остроносые башмаки-"каньги" да широкий камзол. Вот он, прототип Санта Клауса!
Приведен в книге: Ушаков И.Ф. История родного края. Мурманская область. - Мурманск: Кн. изд-во, 1975. - 128 с.; с 67. |
Большакова Н.П. Подарок чайки. Сказки о Лапландии. - "Русский север", 1994. - 160 с.
Бубенцов В. Каталог. - Мурманск: Комитет по культуре и искусству Мурм. обл. адм., 1994. - 44 с.
Васильев В. О родине Санта Клауса// http://www.alkor.ru/~00072600/santa/ (20.12.1999)
Васильев В. Санта-Клаус - наш земляк // "Полярная правда", 27.01.2000
Гид по Финляндии. Suomen Turistineuvonta Oy, 1998. - 160 с.
Минкин А.А. Топонимы Мурмана. - Мурманск: Кн. изд-во, 1976. - 208 с.
Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. - М.: Профиздат, 1988. - 192 с.
Саамские сказки. - Мурманск: Кн. изд-во, 1959. - 136 с.
Саамские сказки / Сост. Е.Я. Пация. - Мурманск: Кн. изд-во, 1980. - 320 с.
Саамские сказки / Обр. В.В. Чарнолуского. - М.: Худ. лит-ра, 1962. - 304 с.
Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки / Обраб. для детей Е.Пация. - Мурманск: Кн. изд-во, 1990. - 112 с.
Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня. Записки этнографа. - М.: Мысль, 1972. - 272 с.
Ушаков И.Ф. История родного края. Мурманская область. - Мурманск: Кн. изд-во, 1975. - 128 с.
Финляндия. Matkallun edistamiskeskus, 1994. - 30 с.
Финляндия. Зимняя сказка. Finnish tourist board, 1999. - 62 с.
 
Васильев Владислав Валентинович. Родился в 1964 г. в г. Великие Луки. Закончил физический факультет Ленинградского государственного университета. До 2000 г. работал во ВНИИ разведочной геофизики, г. Санкт-Петербург. С января 2000 г. - ведущий геофизик Морской арктичесой геологоразведочной экспедиции (ОАО МАГЭ). Email: @ | |
Васильева Екатерина Георгиевна. Родилась в 1966 г. в г. Онега. Закончила математико-механический факультет ЛГУ. Ведущий программист ОАО МАГЭ, в настоящее время в отпуске по уходу за ребенком. Сыну Георгию - 3 месяца. Email: @ |