Петр I в одном из путешествий по Белому морю (1684 г.) по пути в Соловецкий монастырь попал в сильную бурю. Корабль так трепало, что уже все находившиеся на нем считали себя погибшими. Только умение и сноровка помора-лоцмана спасли корабль. Петр, в благодарность, одарил лоцмана и собственноручно срубил крест и поставил его. В это же время Петр I срубил крест и в Соловках по случаю удачного прибытия.
Возьмут поморы необычно богатый улов, чудом уцелеют в бурю - и в благодарность Николаю Чудотворцу ставят крест.
Кресты по обетам устанавливали или в том месте, около которого произошло событие, или в другом, но с таким расчетом, чтобы его видели все. Так появились кресты на вершинах гор, на лудах и островах, подчас безымянных. А с появлением креста гора, остров, губка становились Крестовыми. Так получила название одна из высоких гор напротив Кандалакши. Действительно, эта Крестовая гора видна хорошо со всех сторон: с моря, с окружающих гор, из Кандалакши. Крестовые названия можно встретить как по побережью полуострова, так и внутри его. Например, саамское название перешейка в Экостровской Имандре Рысткуцкет в переводе на русский язык означает Крестовый перешеек.
Встречается несколько видов топонимов с основой крест. Есть и Крестовые острова, и Крестовая тундра, и Крестовая губа, и несколько Крестовых мысов, и Крестовский ручей, и Крестовская гора.
Интересно название мыса, лежащего между Нокуевским заливом и губой Савиха недалеко от мыса Взглавье. Называется он Ивановы Кресты. Крестов на этом мысу нет и в помине. Ф.П. Литке, описывая Лапландский берег в 1822-1823 годах, уже не застал их. Однако топоним свидетельствует о том, что кресты здесь были, и Литке подтверждает, что "раньше здесь стояло множество крестов".
Вид деревни Княжая, 1915 г. (Из книги "К открытию сквозного движения") |
---|
В писцовых книгах Алай Михалков подробнейшим образом описывал все угодья, тони, покосы, реки, речки и ручьи. В описи Печенгской губы он сообщает, что "на реке на Княжой... бобры бьют". В перечне тонь Печенгского погоста упоминается Княж-озеро. В озере Экостровская Имандра одна из губ называется Княжой губой, а по ней - Княжий (Княжой) наволок. Пролив, соединяющий озеро Бабинская Имандра с озером Экостровская Имандра, опять носит название Княжая салма.
В озеро Бабинская Имандра впадает ручей Конгасыуй - по-русски Княжий ручей. В какой-то степени происхождение всех перечисленных названий зависит от слова князь. То ли в этих местах были промысловые угодья, принадлежащие какому-то князю, то ли он посещал эти места. И вовсе не обязательно этот человек должен быть князем, важно, что он был из "господ", обладал богатством и имел дружину.
О происхождении названия Княжая губа в Кандалакшском заливе сохранилось старинное сказание, записанное в 1565 году голландским купцом Салингеном. Согласно сказанию, шведы, пришедшие в Белое море, были вынуждены скрываться от русских на острове Кузове в Кемской губе в становище, которое названо в связи с этим Немецким, а остров - Немецким Кузовом. Доведенные до отчаяния шведы попытались в пасмурную погоду при сильном дожде уйти восвояси через Кандалакшскую губу, но их настигли русские князья и в небольшой губке между Ковдой и Кандалакшей уничтожили. В честь победы русских князей над швездми залив был назван Княжой губой.
Нам, удаленным от этих событий на четыре столетия, трудно судить, насколько правдиво сказание. Однако следует заметить, что нашим предкам не единожды пришлось отражать нападения шведов, норвежцев и финнов - "каянских немцев".
Видный ученый прошлого века М.А. Кастрен, путешествуя по Лапландии в 1841-1844 годах, зафиксировал финские топонимы в районах, прилегавших к теперешней северной части финской границы. Эти топонимы свидетельствовали о былых междоусобицах из-за рыбных угодий и сенокосных пожен: Рйитассари (Спорный остров), Тораярви (Спорное озеро, или Перебраночное озеро).
Уместно вспомнить и еще об одной легенде, повествующей о происхождении Кандалакши и ее названия. Когда-то датчане собирали дань с саамов, деля это право с Московским Великим князем. И весь Ледовитый океан они называли Гандвиком. Позднее это название стало относиться лишь к Белому морю (на карте, приложенной к истории Алая Магнуса), а затем закрепилось за Кандалакшской губой.
В XIX веке мнения ученых о возникновении названия Гандвик разделились. Одни под словом ганда понимали чудовище; другие его производили от вещуньи Гейды; третьи видели в этом названии ганну, или гангу, - палку, применяемую саамами при ворожбе; четвертые, и их было большинство, считали, что Гандвик - залив Чудовищ, исходя из этимологии: ганд - чудовище, а вик - залив.
Отдельные ученые образуют от Гандвика не только топоним Кандалакша, но и Канин Нос, подтверждая это тем, что на ряде карт 1559-1730 годов Канин Нос обозначен как Канда-Нос. Однако вопрос этот очень сложный, им занимаются с давних пор, и по сей день он еще не решен.
Очень много "белых пятен" в топонимике: не всегда происхождение названия может быть объяснено. Нередко первоначальное значение слова утрачено, и слово приобрело уже совсем иной смысл. Бесчисленное количество топонимов рождается из ослышек, описок, неправильного понимания чужого языка, а это усложняет расшифровку географических названий.
В главах о Кандалакше и Коле мы привели варианты толкований происхождения названий их. А только что познакомились еще с одним. В связи с этим уместно вспомнить о весьма любопытном наблюдении, сделанном В.А. Жучкевичем. Суть его в следующем. Характер географических названий определенной местности говорит историку о многом. Замечено, что районы с ясными по смыслу названиями заселены относительно недавно и названия еще не успели видоизмениться в процессе употребления. В районах более древнего заселения или населенных в прошлом другими народами преобладают непонятные названия. И на Кольском полуострове кроме топонимов Кандалакша, Кола, Тулома смысл большого количества названий не раскрыт и сегодня. Это еще раз подтверждает то, что Заполярье было заселено еще в глубокой древности.
Немало в старину было желающих поживиться богатствами Мурмана. Не отставали от них и монахи. Они шли на Север, захватывали лучшие тони или скупали их у саамов за бесценок.
Писец Алай Михалков и подьячий постник Дементьев в писцовой книге, составленной в 1608-1611 годах, отмечают: "В Кандолошской губе на усть реки Нивы над морем против Кандолошские волости за рекою на наволоке монастырь опщей". Этот наволок в устье реки Нивы был назван Монастырским.
А мыс на южном берегу Рыбачьего полуострова принадлежал Печенгскому монастырю, и это послужило основанием для названия мыса тоже Монастырским.
Волостная варака и губа Малая Питькуля (фото автора) |
---|
Островок около города Колы известен тем, что на нем находился монастырь Петра и Павла, основанный около 1582 года одним из первых жителей Колы - Семеном Вянзиным, в монашестве - иегуменем Сергием. После того как Печенгский монастырь сожгли шведы в 1589 году, остров стал его пристанищем. В 1764 году монастырь был упразднен. А название острова Монастырский существовало до 1917 года. Этот остров имеет и другое название - Кладбищенский, которое теперь более известно.
А названия Попова лахта, Попова тундра, Попово озеро, Попов ручей, Попов наволок произошли от слова поп, и саамский топоним Поппахкъ (Попова гора) тоже рассказывает о своем священном происхождении. Встречаются топонимы, показывающие принадлежность того или иного угодья человеку с фамилией Попов. Лежат близ реки Кола пожни Поповых, на берегу Кольского залива было две тони Попова.
У восточных склонов Колвицких тундр и в бассейне реки Порьей расположено несколько Келейных озер. Вероятно, промышлявшие на берегах ее монахи жилища свои называли кельями. Две губы Старцевы (одна - недалеко от Святого Носа, другая - в Кандалакшской губе около Ковды), наволок Старцев близ Кандалакши, река Старцева (впадающая в одноименную губу у Святого Носа). Здесь монахи на удобных тонях ловили рыбу, а в Старцевой губе около Ковды еще и запасали сено.
Широко известен на Кольском полуострове мыс Святой Нос. Появление этого топонима приписывают деяниям чудотворца Варлаама Керетского. Согласно "Житию Варлаама Керетского", он сотворил четыре чуда. Одним из них было уничтожение морских червей, водившихся у Святого Носа, которые источали днища кораблей в труху.
Саамы до внедрения христианства были язычниками. Да и приняв православную веру, то есть будучи окрещенными, не забыли своих богов и духов. Они верили в светила, в грозные силы природы, поклонялись святым камням-сейдам, а также божествам: Эй, или Эйн, или Эйш; Аккъ, или Акка, или Айк; Лемпо, или Лембо и другим. В топонимике нашло отражение все сложное переплетение верований саамов. Около тридцати топонимов содержат слово сейд, а сколько микротопонимов с этим словом хранится в памяти стариков!
Культ сейдов (вообще-то вопрос о сейдах специальный и очень сложный, и на нем мы подробно останавливаться не будем) превосходил другие культы саамов. При перекочевке саамы обычно останавливались у своих сейдов, смазывали их жиром. Около сейдов производили и жертвоприношения. В названиях объектов мы можем встретить и Сейднярк - мыс Сейдов; и Сейдозеро; и Сейдсуолы - острова Сейдов, где обязательно найдем священные камни. Много "сейдовых" названий по берегам озера Имандра, немало их и в центральной части полуострова.
Роговую ламбину, соединяющуюся протокой с Монче-губой, называют саамы Чуэврьгардишьявр, что в переводе означает - Куча оленьих рогов у места жертвоприношения. Между озером Сейдъявр и рекой Сейдъяврйоки расположено озеро Чуэврьсыаббэ. На берегах его тоже проводились жертвоприношения.
Река Лота, или Лоатйок (иногда встречается название Лохтйок, Луттойок) начинается в Финляндии и впадает в Нотозеро. На берегу ее стояло селение Лота. Название мыса Лотерный в средней части Кольского залива в губе Варламовой имеет такое же происхождение, как и название Лохмацкий ручей - приток реки Орловки, впадающей в Белое море, как и Лохуайвенч-тундра, расположенная в бассейне озера Имандра. В основе всех этих топонимов лежит слово лоахт - жертвоприношение. Вероятно, около этих географических объектов саамы проводили специальные обряды.
Имя реки Лота интересно еще и тем, что, кроме рассмотренного, оно имеет и другое толкование. Согласно старинной саамской легенде, топоним произошел от имени Оленьей хозяйки - Луот-хозик, которая оберегает саамских оленей, когда хозяева занимаются рыбными промыслами на летних тонях, а также во время пастьбы оленей в тундрах на зимних пастбищах.
Нередко саамы называли озера святыми вовсе не потому, что возле них располагались сейды: святые озера обычно изобиловали рыбой и ловили ее всем селением, превращая выезд на ловлю в праздник с соблюдением культовых обрядов. Путь на такие озера обычно знали лишь несколько стариков, хранили в тайне. Они указывали и день выезда на ловлю.
Саамы Каменского погоста (расположенного близ села Чальмны-Варрэ) подготовку к выезду на Сейдъявр начинали заранее и ждали его с петрова дня (от 12 июля по новому летоисчислению). Как только старики давали знак, что пора ехать, население погоста переодевалось в самые лучшие одежды и выезжало на карбасах вслед за проводником.
Свои святые (священные) озера были у саамов всех погостов. Каменские саамы, например, кроме Сейдъявра, в котором водились особенно крупные сиги, относили к святым еще несколько озер, в том числе Пурнач и Юргозеро.
Гора Куамдеспахк близ Сейдъявра переводится как гора Шаманского бубна. Название наволока Сейдкихкер на южном берегу острова Ерма в озере Бабинская Имандра донесло до нас известие о том, что здесь около сейдов с пением и выкриками "киковали" когда-то саамские нойды - колдуны.
Двенадцать топонимов посвящено божеству Эй (Эйн). Распространены они в основном в районе Рыбачьего полуострова и в бассейне реки Вороньей.
Божество Лембо недоброе, и саамы часто употребляли его в ругательствах наряду с "нечистым" (в обиходе это божество называют часто Лембой, или Лембуй. Говорят: "Лембу (Лембой) возьми!", что равнозначно: "Черт возьми!"). Ручей Лембуй - приток Стрельны - своим названием обязан этому божеству.
В древнем саамском культе божество Айк (Аккь, или Акка) означало мать бога. И река Акка - левый приток Лоты, возвышенность Аккурта в системе реки Поноя, озеро Аккьяиврь на Терском берегу и ряд других подобных названий, вероятно, следует понимать не в смысле Бабкины или Бабьи, как это следует из подлинного перевода. Скорей всего, эти топонимы, так же как и название реки Айкуайвенчорр, берущей начало в Хибинах, увековечивают память о божьей матери.
Южный склон горы Айкуайвенчорр. (Из книги А.Е. Ферсмана "Наш апатит", 1968 г.) |
---|
Есть и такие названия: в Кандалакшскую губу впадает река Лувеньга, небольшая акватория около нее, ограниченная грядой островков и луд, называется Бабьим морем. Недалеко от берега этого Бабьего моря возвышается Акатьевская, или Окатьевская тундра. У саамов, как мы уже говорили, словом аккь означалось, наряду с пожилой женщиной, бабушкой, и женское божество - прародительница, мать божья.
По-видимому, море получило свое название еще от древних саамов, подобно Акатьевской тундре, стоящей на его берегу, а пришедшие позже поморы внесли в него совершенно иной смысл.
До двадцати названий, в которые входит слово баба, пли аккь, можно насчитать на Кольском полуострове. Тут и Бабинский погост (упоминается в документах XVI века как погост Бабиничи), тут и Бабинская Имандра, тут и Бабий Нос - наволок в Белом море на Терском берегу; недалеко от Бабьего Носа стояло небольшое селение Бабье, прекратившее существование в 1938 году. Название это селение, возможно, получило от мыса Бабьего Носа. На берегу озера Колвицкого недалеко от Бабьей губы и Старухиного ручья расположено богатое морошкой Старухино, или Бабье, болото.
Гора Термесуайв вблизи реки Мудайок, правого притока реки Вороньей, названа в честь бога грома - Тьермеса. Река же Мудайок, возможно, запечатлела в своем названии одного из главных божеств саамского культа - бога Мудераки.
По другому толкованию название этой реки - Снежная произошло от саамского слова мут - снег.
В финской мифологии значительное место нанимает божество Укко (у саамов равное ему - Эйя). Укко-ручей, вытекающий из Укк-озера и впадающий в реку Вялу - приток Умбы ниже порога Укко, и другие топонимы напоминают о том, что здесь жили финны и жители этого района поклонялись богу Укко.
Имя саамского божества Мяндаша, или Мянда (оленя - по преданиям, предка саамов), вошло в топонимы: Мяндозеро, Мяндоручей.
На водоразделе бассейнов рек Колы и Туломы есть возвышенность Чехкливыд. Название это напоминает нам об одной из страниц саамского эпоса.
Дело в том, что, согласно саамским сказаниям, в подземном царстве, в лесах и на скалах живут маленькие существа - чакли, или чахкли. Они похожи на людей, но только гораздо меньше их. Чакли любят щекотать людей, передразнивать их своим говорком, похожим на детский лепет. Топоним Чахкливыд означает, таким образом, возвышенность Маленьких Подземных Людей.
"Чертова лыжница" на Кандалакшском Земце (фото автора) |
---|
Если посмотреть на Земец, являющийся обрывистым спуском горы Крестовой к морю и расположенный примерно посередине между Монастырским наволоком (естественное устье реки Нивы около Кандалакши) и Малым Березовым, то сразу же бросаются в глаза две параллельно идущие глубокие трещины, называемые Чертова лыжница. По народной легенде, эти трещины - не что иное, как след, который оставил черт, катившийся на лыжах с Крестовой горы. Примечательно, что такие трещины проходят и через Земец па острове Оленьем.
Саамское колдовство было широко известно в старые времена. Еще в XVII веке ученые всерьез рассуждали о силе колдовских чар саамов. Рассказывали, что саамы способны посылать в своих врагов колдовские ганы, или гонги, которые, попав в человека или животное, могли причинить им большой вред и даже лишить жизни. Одни ученые писали, что ганы - это маленькие свинцовые копья; другие говорили, что ган имеет вид мухи. Считалось также, что одни саамы обладали способностью посылать ганов, а другие - обезвреживать их. Для того, чтобы ган проявил "свое вредное действие", надо было знать имя отца того лица, в которое "пускался" ган. По-нашему мнению, такие топонимы, как Ганга (остров в Кандалакшской губе), Гангас (губа в Колвицком озере), Гангас-варака (гора у Колвицкого озера), и производный топоним Гангасиха (губа около острова Ганга) в основе своей имеют слово ган, или ганг.
В главе, где рассматривались топонимы, возникшие в результате производственной деятельности жителей, мы объясняли происхождение топонимов Ганга, Гангасиха и других от слова ангесь - изгородь для ловли оленей.
Где же правильное толкование? Вообще-то даже о названиях, которые даны не очень давно, судить сложно, а о тех, которые появились несколько сотен лет тому назад, судить еще сложнее. Может случиться и так, что в основе определенного названия будет лежать не одно, а, допустим, два понятия.
Саамские топонимы гора Чоккаперкальм (Чертова Могила) - в Чуна-тундре, залив Чоккаперлууинч (Чертов Заливчик) - в озере Большая Имандра доносят до нас верования саамов в нечистую силу. Чокк-каппер - одно из иносказательных названий черта, а подлинный перевод этого словосочетания - Островерхий колпак. Охотники и рыбаки, чтобы не спугнуть рыбу или зверя, а также не навлечь гнев нечистого, называли его иносказательно, не подлинным именем.
В системе реки Уры встречаются: река Кеттельйок, озеро Кеттельявр, Первая и Вторая Кеттель-варака. Все эти названия в основе своей содержат саамское слово Куэттиелле, означающее домовой - вежный житель.
Итак, мы еще раз подчеркиваем: чтобы добраться до истинного значения топонима, следует учитывать исторические, лингвистические, археологические, литературные и другие источники.